Вентиляция торгового центра
Вентиляция является одной из главных технических систем в торговых центрах, так как с ее помощью можно создать правильный микроклимат в здании и обеспечить комфортное пребывание гостей и сотрудников. Организация вентиляции торгового центра - это трудоемкий и ответственный процесс, который требует предварительного проектирования и соблюдения установленных норм.
Основным назначением вентиляции торгового центра является постоянная циркуляция воздуха в помещениях. Таким образом, переработанный углекислый газ покидает помещения, а чистый кислород извне поступает внутрь.
Особенности вентиляции в торговых центрах
Главной задачей вентиляции является создания благоприятных условий для нахождения в здании, что формируется из следующих пунктов:
-
температура воздуха;
-
скорость его движения;
-
показатели влажности;
-
бесшумность работы оборудования;
-
соответствие воздуха санитарно-гигиеническим нормам;
-
правильный и регулярный полный обмен воздушных масс;
-
соблюдение требований пожарной безопасности.
Если вентиляционная система торгового центра не будет соответствовать утвержденным контролирующими органами регламентам, то торговому центру нельзя начинать свою работу.
Проектирование системы
Создание проекта и расчет характеристик необходимого оборудования является обязательным этапом при создании любой системы коммуникации, в том числе и вентиляционной.
Что обязательно учитывается во время проектирования:
-
площадь и объем помещений;
-
расположение торгового центра, близость к автомобильным дорогам, пристроен ли он к жилым домам или находится в отдельном здании;
-
на какие стороны света выходят окна и главные входы;
-
проходимость, к учету принимается каждый этаж, так как на верхних, как правило, посетителей меньше;
-
назначение разных помещений;
-
характеристики здания, какие материалы использованы для его постройки.
Объем воздуха, который должен приходиться на человека, прописан в регламенте, его значение составляет 20 куб. метров в час на одного посетителя и 60 куб. метров в час на каждого работника.
Также есть установленное количество площади, которая отводится на одного человека:
-
в ювелирных, книжных, мебельных, музыкальных и спортивных магазинах - 6 кв. метров;
-
в прочих продовольственных и непродовольственных отделах - 5 кв. метров.
Также есть определенное значение температур воздуха, показатели которого должны достигать от 18 до 25 градусов, в зависимости от характера работы сотрудников и степени их энергозатрат. Если работа малоподвижная, то в помещении должно быть теплее, а если активная, соответственно, могут быть более низкие температуры.
Все перечисленные показатели и многие другие позволяют специалистам правильно рассчитать индивидуальные параметры будущей вентиляционной системы торгового центра, которая сможет создать безопасные и комфортные условия для людей.
Как правило, на этапе строительных работ в здании закладывают только основу под системы вентиляции торгового центра, а уже дальнейшие владельцы или арендаторы сами устанавливают необходимое оборудование. Это удобно тем, что заранее неизвестна специфика будущего объекта, ведь каждый торговый центр и магазины в нем должны иметь индивидуальные характеристики вентиляции.
Монтаж системы для разных объектов
Есть два основных типа вентиляционных систем торговых центров:
-
комбинирование систем вентилирования воздуха и кондиционеров;
-
вентиляционная система с функцией охлаждения воздушного потока.
Также торговые центры разделяются на две основные категории:
-
Магазины-склады - как правило, такие помещения арендуются или приобретаются одним владельцем и в них всегда находится большой объем продукции, которая хранится прямо в залах. Отличительной особенностью таких магазинов-складов являются большие площади, высокие потолки и установка одной кассовой зоны, в которой всегда присутствует скопление покупателей.
-
Торговые комплексы - здание разделено на несколько отдельных помещений, которые арендуются под размещение в них магазинов разного назначения. Например, на одном этаже могут находиться бутик одежды, ювелирный отдел, магазин спортивных товаров и аптека.
Особенности работы таких заведений различаются, поэтому и вентиляционные системы торгового центра в каждом из них сильно разнятся.
Обычно магазины-склады обустраиваются для реализации продовольственной продукции, которой нужны специальные условия хранения, а так как это происходит прямо в залах, то и вентиляция должна быть организованна соответствующим образом.
Чаще всего выбирается приточно-вытяжная вентиляция, которая также совмещает в себе кондиционирование воздуха и элементы для его подогрева. Для всего помещения-склада устанавливается общая мощная вентиляционная схема, а воздух перемещается с помощью воздухопроводов, проложенных по всему зданию.
В зависимости от зоны такого магазина, температура воздуха будет отличаться. Например, в общем зале будет одно значение, оптимальное для хранения продукции, в кассовой зоне может быть теплее, так как там собираются посетители в очереди, а также есть зоны-холодильники, в них соблюдаются более низкие температуры, и там размещается продукция, требующая подобных условий хранения.
В торговых многофункциональных комплексах вентиляция предусматривается в каждом отделе своя, и в некоторых магазинах требования достаточно простые, главное чтобы был своевременный обмен воздуха, соблюдалась комфортная температуры и влажность.
Не стоит забывать и о пожарной безопасности, в воздуховодах устанавливаются специальные заслонки, которые не дают проникнуть огню и дыму из одной части помещения в другую.
Что такое руфтоп
Очень часто в магазинах-складах используется такое устройство, оно представляет собой крышную моноблочную установку. Руфтоп является целым комплексом по обработке воздушных масс, которая включает себя их очищение, охлаждение и нагревание, а также добавляет определенную долю уличного воздуха, чтобы происходила постепенная его замена.
По какой схеме действует руфтоп:
-
воздух с улицы проникает в первый отсек и разбавляет воздух, забранный из помещения;
-
полученная воздушная смесь проводится через фильтрующие элементы;
-
далее она попадает в теплообменник для охлаждения или систему нагревания, в зависимости от заданных параметров;
-
затем готовый воздушный поток возвращается в залы, а его количество контролируется специальными заслонками.
Для повышения температуры воздуха могут быть выбраны разные теплоносители, среди которых популярны природный газ и вода. В качестве запасного варианта может быть выбрано электричество, но постоянное его использование достаточно затратно.
Какие преимущества имеет руфтоп:
-
простой монтаж;
-
бюджетное использование;
-
возможность выбора заданной мощности;
-
безопасность и надежность;
-
бесшумная работа.
Какие при этом есть недостатки:
-
конструкция имеет большие габариты, и поднять ее на крышу можно только при помощи специальной техники;
-
такая моносистема может поддерживать только одни заданные параметры воздуха, нельзя установить для каждого помещения свои условия, возможно только отдельно поставить в них дополнительные обогреватели или кондиционеры.
Управление руфтопом осуществляется из отдельного контролирующего пункта, в котором можно задать нужную температуру и контролировать мощность воздушного потока, регулируя заслонки.
Системы кондиционирования в торговых центрах
В торговых комплексах требуется поддерживать индивидуальные условия в каждом помещении, поэтому в этих заведениях популярна схема чиллер-фанкойл, которая является многозональной и может задавать разные параметры охлаждения воздуха для каждого отдела.
Такие кондиционирующие устройства могут быть напольными, потолочными или настенными.
Как происходит их работа:
-
теплоноситель помещается в чиллер, обычно это вода, где охлаждается до нужной температуры;
-
с помощью насоса теплоноситель переходит в фанкойл, в котором будет охлаждаться проходящий воздушный поток;
-
таким образом воздух проходит по системе, охлаждается и подается в помещения.
На один чиллер с теплоносителем может приходиться несколько фанкойлов, каждый из которых будет кондиционировать отдельное помещение.
Помимо чиллер-фанкойла могут быть установлены и другие мультизональные кондиционеры, в зависимости от того, какое оборудование лучше подойдет для определенного объекта. На этапе проектирования специалисты подберут оптимальные элементы системы вентиляции и кондиционирования торгового центра, которые будут более эффективны и надежны в данном случае.
Вентиляция торгового центра в Москве от Adventus Engineering.